Юлия Соляник: «Я умею организовать творческий процесс и управлять дизайнерами»
Известная фраза гласит: «Найдите работу, в которую влюбитесь, и вам больше не придется трудиться ни одного дня в жизни». Юлия Соляник так и поступила, стала востребованным профессионалом в сфере дизайна. Она более 20 лет является сооснователем и собственником Digital-агентства Spider Group и занимает должность по душе — арт-директор. Юлия рассказала, как инновационные идеи помогают в развитии бизнеса.
Расскажите о себе и своём бизнесе
Я родилась в солнечном Краснодаре. Рисовать училась лет с пяти, потому что папа — художник. Потом была художественная школа, потом худграф Кубанского университета. На последнем курсе я устроилась работать в агентство наружной рекламы, где научилась работать с клиентами и клеить оракал. Потом уехала к мужу в Питер и там устроилась на работу в веб-студию.
1997 год, интернет, веб-дизайн. Никто ничего толком не знал и не умел, училась в процессе. Вернулись в Краснодар, где продолжила работать у коммерческого провайдера. И стала вторым по счёту веб-дизайнером в городе и первым дизайнером с художественным образованием. А потом муж организовал свою компанию, и я перешла к нему. Так вся моя наёмная карьера уложилась в три года.
Сегодня мы занимаемся мобильной разработкой и проектированием интерфейсов. Я отвечаю в нашей компании за удобство и красоту этих самых интерфейсов. За свою карьеру попробовала очень много разных специализаций в дизайне, но разработка приложений мне сейчас нравится больше всего.
Когда Вы решили организовать свое агентство и почему?
Spider Group основал мой муж, Сергей Соляник, с партнёрами. В состав учредителей я вошла позже, после реорганизации. Интересы партнёров разошлись, им захотелось других проектов, поэтому в компании остались собственниками те, кому было важно развитие именно Spider.
Началось всё с фразы «Давайте попробуем», но до конца, конечно, никто не понимал, во что ввязывается. Мы просто считали, что можем неплохо всё делать сами. Сейчас я лично воспринимаю компанию как нашего первого ребёнка.
Не все, кстати, верят, что с бизнесом остаётся время на свою семью, детей. У нас с мужем двое детей: сыну 17 лет, а дочери 13. И про время — это правда. У меня не было декретов перед родами. Буквально, в пятницу на работу, в субботу — в роддом. Дочка в коляске принимала участие в рабочих совещаниях.
Со временем мы научились разделять работу и дом. Не обсуждаем с мужем дела вне офиса, не работаем по выходным и праздникам. Отдыхаем всей семьёй, вместе с детьми и близкими.
С самого начала в студии были партнёры, занимались привлечением клиентов, наймом сотрудников, придумали и запустили огромный региональный инфопроект. Портал — так тогда говорили. Я работала с клиентами, делала дизайн, верстала HTML, наполняла сайты контентом, планировала рекламные кампании, руководила дизайнерами. Потом штат расширился, и многими вещами я перестала заниматься, так как все этапы производства сильно усложнились, и качественно одному человеку всё делать оказалось просто невозможно.
В чужих компаниях я работала, и мне там нравилось. Делать свой бизнес не решали, просто так вышло. Я подтянулась в компанию за мужем, а там уже некуда было деваться с подводной лодки.
С какими сложностями Вы столкнулись в первое время? Как их преодолели?
Мы начинали с создания сайтов. В 2000 году слово «интернет» писали с большой буквы, называли всемирной паутиной (Spider именно отсюда), широкополосного доступа не существовало, и многим нашим клиентам приходилось объяснять, что такое сайты и зачем они им нужны.
Страна только пережила девяностые, кризис 1998 года. Общий бардак с деньгами, нестабильность платежей клиентов — это была основная проблема. Ну, и проблемы юной фирмы: правильная организация рабочих процессов, поиск клиентов и сотрудников.
За первого клиента у нас с мужем вышла ссора. Я тогда ещё работала у провайдера. Ко мне, к провайдеру, пришёл клиент на разработку большого сайта фармкомпании. Мы предложили цену, он ушёл думать. И тут вечером в разговоре с Сергеем выясняю, что этот же клиент пришел к ним и согласился на предложение Spider, так как цена была значительно меньше. Как сейчас помню — 1000 рублей.
Я уговаривала Сергея отказаться от клиента — думала, мне на работе никто не поверит, что я не слила его конкурентам. В итоге на работе поверили, а у Spider Group появился первый большой проект, который тогда программировал Сергей.Когда я перешла в нашу компанию, сразу удалось привлечь знаковых клиентов: Роснефть, крупный банк, который теперь Уралсиб, и крупнейшую выставочную компанию. И в тот год на фестивале рекламы мы собрали все награды в номинации веба.
Часть клиентов приходила через личные контакты, которые нарабатывались инфопорталом. Мы знали людей из администрации и из бизнеса, и всем нужны были сайты. А дальше шли рекомендации или повторные заказы от старых клиентов. Затем сам бренд Spider Group закрепился на юге России, поэтому многие клиенты специально искали именно нас.
Самым трудным клиентом в то время был дизайнер, который вёл фирменный стиль выставочной компании. Мы делали для неё сайт. Клиенту всё нравилось, а дизайнер не пропускала. Это было адское взаимодействие. До сих пор с опаской отношусь к коллегам из смежных отраслей, которые излишне вмешиваются в нашу работу.
Мы нанимали лучших специалистов, которых могли себе позволить. Например серьёзные программисты первой волны Spider помогли выстроить правильный подход к разработке, выбрать оптимальную платформу.Мы самые первые в городе и одними из первых в стране стали делать сайты с CRM, пока у других сайты были «мёртвые», обновлялись вручную прямо в коде. Дизайнеры у нас тоже были профессиональными художниками. Это позволило выделится на фоне технарей-вебмастеров, владеющих фотошопом.
Научились разбивать процесс разработки на специализации. Параллельно учились правильно оценивать затраты и формировать оптимальный ценник.Кстати, наша компания пережила целых три глобальных экономических кризиса. Так что сложности возникают и преодолеваются не только на начальном этапе.
Два из них прошли для нас незаметно. Обошлось без сокращения персонала. В 2008 году посыпались рекламная и полиграфическая отрасли, но для нас это было не основным средством заработка — не зацепило. Выручало то, что у Spider было много направлений, и если проседало одно, остальные помогали держатся.А вот самый серьёзный кризис был после 2014 года. До нас он докатился в 2015-м. Был тот плохой момент, когда решения всех клиентов по всем проектам просто зависли в воздухе.
Никто не знал, будут ли бюджеты, а мы не понимали, будет ли у нас работа. Мы обрабатывали в день по 5–6 запросов, а результата не было никакого. И тут мы ужались в 10 раз, сменили полностью направление на мобильную разработку, отказались от всего лишнего, включая большой веер услуг, и потихоньку вырулили.
Надеюсь, что четвёртый кризис из-за короновируса пройдет менее болезненно. Но мы уже хорошо научились преодолевать проблемы.
Что Вы считаете своим главным достижением в работе?
Не знаю, стоит ли этим гордится, но мы всегда бесстрашно брались за новое и делали то-чего-не-может-быть. Сергей потомственный инженер, а я потомственный художник. Нам просто скучно делать то, что делают все.
Часто приходится переучиваться на использование новых технологий. Не расслабишься. Надеюсь, в старости альцгеймер нам не грозит, потому что наши нейронные связи всегда бодры.
Мы одними из первых сделали проекционных персонажей, голографические проекции, дополненную реальность попробовали сделать в 2011 году — почти 10 лет назад. Проектировали круглые мультитач-столы и рисовали к ним круглые интерфейсы. И главное достижение, что мы почти со всем достойно справляемся.
Почти, потому что, делая нечто абсолютно новое, не можешь дать 100% гарантии успеха. Старались подстраховываться и клиента предупреждали, что может не получиться.
На каждом этапе развития Spider было много знаковых кейсов. Это и самый необычный сайт для радио Европа Плюс (для них нарисовали прикольных персонажей), и самый большой архитектурный макет для выставки (90 квадратных метров), и круглая проекционная тумба с дополненной реальностью, в которой с трёх разных сторон показывались проекции дикторов, рассказывающих о проектах на разных языках, и иллюстрации в стиле мэтт-пеинтинга (чистый Голливуд), и промозона для премьеры «Годзиллы» длинной 80 метров, сделанная и смонтированная за две недели, и полёт над 3D-моделью города в авиасимуляторе, и первое мобильное приложение для интернет-банка, и собственный стартап с дополненной реальностью, который получил инвестиции раунда А.
Сейчас как раз делаем собственный знаковый продукт, FASTEP. Это платформа из двух частей. Первая — это инструкции дополненной реальности для бытовой техники, которые делают простым и понятным взаимодействие со всеми посудомойками, стиральными машинами, микроволновками. Дома, в съёмной квартире, в поездке, для родителей или, наоборот, детей. А второе направление — это инструкции для промышленных машин на заводах, в цехах, на предприятиях крупного калибра.
Где Вы ищете своих клиентов?
Клиенты приходят по рекомендациям, а также через публичные рейтинги, в которых наша компания занимает высокие позиции. Некоторые клиенты с нами более 10 лет. Почему не все 20? Были те кто 15 лет был с нами, а потом реорганизовывались, их поглощали более крупные структуры (Югбанк — Уралсиб, ЮТК — Ростелеком). И с реорганизованными мы продолжали работать, пока не пришла окончательная централизация. Часть клиентов ушла, потому что мы переключились на другой вид услуг, который им был не интересен.
Если для клиента от вас много пользы, он будет рад с вами долго работать. Это и понимание друг друга с полуслова, и максимальная погруженность в проекты с нашей стороны, и предсказуемые результаты. Наверное, это как с любимой женой: знает, до какой температуры котлеты подогреть и сколько молока в кофе добавить.
В чем главная экспертиза человека Вашего уровня?
Моя основная экспертиза — всё, что касается удобства использования цифровых продуктов. Но я не просто дизайнер, а ещё и собственник бизнеса, поэтому мой взгляд на клиентскую проблему шире. Я не только отстаиваю интересы конечных пользователей, но и решаю бизнес-задачи клиентов, которые лично мне часто близки и понятны.
Как дизайнер интерфейсов, я понимаю, как сделать удобно пользователю и эффективно бизнесу. Как арт-директор, я умею организовать творческий процесс и управлять дизайнерами, видеть их личные перспективы, вдохновлять их и развивать.Как собственник, иду вперёд при любом встречном ветре.
Что может помочь сделать любимое дело прибыльным?
Нужно уметь хорошо считать и планировать, видеть перспективные направления и вовремя слезать с мёртвых лошадей. Не менее важно организовать рабочие процессы: рутину отделить от творчества. Первую стандартизировать, второе научиться укрощать и делать предсказуемым. И контролировать. Пустишь на самотёк — сольёшь все ресурсы.
Вопрос планирования денежных потоков так же важен, как и самореализация. Кто-то затевает бизнес, чтобы делать мир лучше; кто-то — чтобы делать только то, что он хочет (но это, чаще всего, иллюзия, и свободы больше в найме, на мой взгляд); кто-то — исключительно ради денег. Но бизнес, не приносяший прибыли, это или хобби, или очень плохая работа.
В любой работе рутинных процессов больше 50%. Поэтому если ты их не любишь, то не любишь и своё дело. А творчество для меня сейчас — это решить сложную задачу самым элегантным способом. Но я очень давно не терплю тупую и бессмысленную работу, а рутина к ней не относится.
Как менялись на протяжении времени существования компании направления деятельности?
Мы начинали с веб-разработки. Потом добавили проекционные технологии и мультимедийные презентации для международных выставок, тогда же появились как отдельные направления графический дизайн, полиграфия, интернет-реклама. В 2016-м решили сосредоточится только на мобильной разработке. Решили, что это самое интересное и перспективное направление.
На какие инновации компания делает ставку?
Сегодня для задач клиентов мы используем искусственный интеллект, Интернет вещей, дополненную реальность. Каждые полгода на рынке технологий появляется что-то новое. Скоро будут нейроинтерфейсы — будем для них разрабатывать.
Технологии мы отслеживаем через призму применения к клиентским проблемам. Например, просто нейронка — это, конечно, интересно, но нейронка, которая делает интелектуальный поиск среди кучи контента и показывает клиенту тот, условно говоря, стул, который он ищет — уже лучше. Так что у нас интерес к технологиям не фундаментальный, а прикладной.
Как инновационные идеи помогают в развитии бизнеса?
Для нас экспертиза в инновациях позволяет предлагать нашим клиентам действительно работающие решения. Технология не должна приходить ради технологии или освоения бюджета. Например, мы добавили в приложение магазина дополненную реальность — и она на треть поднимает конверсию в продажу. Мы делаем сервис доставки для ресторанов — и увеличиваем поток клиентов, выручку, географию.
Мы заставляем вместе работать датчики, реле, серверы, зоопарки Интернета вещей — и это автоматизация, которая всё дело переводит на новый уровень или вообще создаёт новый бизнес.
И по каждому проекту мы генерируем новые идеи, тратим много времени на то, чтобы продумать, какую реальную пользу может принести технология.
Можно просто брать опыт других и адаптировать. Люди в Spider, конечно, пользуются успешным опытом, но стараются придумывать решения, которые отличаются от всего, что было раньше. Это позволяет клиентам дифференцироваться, заявлять о себе как о новаторах и захватывать новые рыночные ниши. Это качественный рост, в нём весь смысл.
Какова доля удачи и везения в Вашем бизнесе?
Удачи из серии «наследство бабушки-милиардерши» точно не было. А всё, чего мы смогли, и, главное, чего не смогли добиться — результат нашей работы. Условий и возможностей для развития у нас было достаточно, а это основное. Единственная глобальная удача — это то, что во время локдауна наша компания смогла полноценно работать удалённо, то есть с выбранной отраслью нам точно повезло.
Бывают ли моменты, когда Вас покидает вдохновение? Как справляетесь?
Такое бывает. Помогает опыт, профессионализм и понимание, что всё равно вырулишь.
Дизайн — это всегда очень конкретная задача. И когда ты сосредотачиваешься на поиске оптимального решения, вдохновение догоняет. Если совсем не идёт, начинаю делать самое понятное и простое, потом втягиваюсь. Бывает, что не получается потому, что не сходятся изначально условия задачи. И тогда нужно возвращаться к самому началу и рассматривать проблему с другой стороны.
Меня вдохновляют путешествия в другие города и страны. Ты погружаешься в иной мир, наблюдаешь, появляется масса интересных идей и необычных впечатлений.
Какие фильмы и книги Вас вдохновляют?
Истории успешных людей. Недавно прочитала Леви «PIXAR. Перезагрузка». Это фантастика, как они сделали коммерчески успешным невероятно сложный бизнес с не менее сложным владельцем. Интересен фильм «Основатель» про становление McDonalds. Показалось любопытным противостояние мышления камерного и большого бизнеса. «Кремниевая долина» (первые сезоны) — очень точно и очень смешно про стартаперов и айтишников в целом. Но в последнее время и литература, и кино — это способ расслабится. На работе много думать приходится. Хочется иногда, чтобы в голове ветер посвистел.
Как Вы предпочитаете отдыхать?
В нашей семье два типа отдыха. Морской: пляж-море-коктейль и не забывайте меня переворачивать. Путешествия: новые впечатления и стоптанные ноги. Главное, уехать настолько далеко, чтобы связь была похуже, и не было соблазна поработать.
Какие профессиональные рекомендации можете дать тем, кто только начинает развиваться в Digital-сфере?
Есть несколько вещей, о которых никогда нельзя забывать:
● Базовые знания и навыки. Сейчас масса вариантов получить профильное образование. Предпочтение лучше отдать тем учителям, которые смогут заложить фундаментальные знания, а не только обучат набору приёмов. Приёмы ещё будут.
● Практика. Нужно сразу пробовать выполнять реальные задачи. Время, когда пять лет учились, потом начинали работать, прошло. В IT-сфере всё слишком быстро устаревает.
● Постоянное переобучение и гибкость мышления. Быть готовым к меняющимся условиям: от инструментов и среды разработки до самих гаджетов. Сейчас мы программируем для телефонов, а завтра — для нейроинтерфейсов и биороботов.
● Командная работа. Это, наверное, один из самых ценных навыков. Мы не делаем ничего в одиночку. Мы вместе и делаем друг друга сильнее.
Подписывайтесь на Telegram-канал @skillady, чтобы ничего не пропустить!